?

Log in

No account? Create an account
Мои рассчеты и калькуляции - Менуэт земледельца и скотовода
Февраль 24, 2009
11:20 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Мои рассчеты и калькуляции
на предмет цены жизни в деревне.
Тут Дима Горчев и Надя Яцык
http://dimkin.livejournal.com/360343.html
http://nadia-yacik.livejournal.com/1621256.html
полемизируют насчет стоимости деревенской жизни. Поскольку имею некоторый(десятилетний) опыт, тоже решил написать.

Итак, жизнь в деревне в Костромской области в цифрах и фактах.

Прекрасный дом, 50 кв.м теплой площади, со всеми службами, баней и 40 сотками земли стоит от 80 до 150 тысяч рублей. Заходи и живи. Можно и дешевле, но тогда придется приложить руки.

Скорее всего, придется рыть колодец. Я рыл этим летом. Затраты 26000 руб на бетонные кольца. Рытье - дело вполне доступное даже инвалиду (мне), заняло неполную неделю. Это навсегда.

600 км от мск, 900 км от спб. На поезде 12 - 15 часов, то есть ночь. Билет 600 - 1000 руб соответственно. Очень удобно, кстати много лучше, чем в 4 - 5 часах от столиц.

Дальше все цифры наши. Семья из четырех человек, два дома, баня, четыре печки (широко живем!)

20 поездок в столицы в год (на всех) = 30000руб в год.

Земли вокруг сколько хочешь. У нас в аренде 1,5 га, а используем гектар 5 - 6, хотим тоже ее оформить в аренду. Налог 100 руб/га, аренда 50 руб/га в год.

Газ 450 руб баллон, шесть баллонов в год = 3000 руб.

Свет 600 руб в мес (без льгот) = 3600 руб в год.

Дрова 400 руб куб. м, 25 кубов в год = 10000 руб. (если нанимать колоть, то еще 4000 руб.)

Коммуникационные расходы - самое дорогое - около 2000 руб в месяц = 24000 руб в год.

Пища: молоко, молочные продукты, мясо, овощи, яблоки и ягоды - свои, все остальное - 1000 руб в неделю в автолавке. = 4000 руб/мес = 48000 руб в год.

Хлеб, пряники 500 руб в неделю. = 2000р уб в мес = 24000 руб в год.

Бензин, транспортные расходы 400 руб в мес = 4800 в год.

Содержание животных:
Собаки и кошки (3 + 6; две своих собаки, и один бродячий прибился, теперь стал наш) 1000 руб в мес. 12000 руб в год (это, в отличие от города, не блажь, а "служба внешней и внутренней охраны предприятия")
2 коровы и 10 коз. Корма (отруби) 1000 руб в мес на 7 мес. = 8000 руб в год.
Сенокос (найм косилки и перевозка стогов) = 5000 руб, ясное дело, в год.
Ветобслуживание 2000 руб в год.
Продажа сельхозпродуктов: мясо на 2000 руб, молоко и молочные продукты на 10000 руб в год, племенных животных на 15000 руб в год(вычтем).

Еще у нас были гуси, а весной собираемся завести овец и пчел.

Расходы на огород. 4 + 5 = 9 соток. Рассада своя, семена 400 руб, пленка 600 руб, пахота - окучка(5 соток) - 1000 руб. Итого 2000 руб в год.

Ремонт дома 5000 руб в год.

Итого, с неучтенными расходами около 180 тысяч в год, 15 тысяч в месяц, менее 4 тысяч в месяц на человека.

Конечно это не все расходы, но основная масса трат учтена. За кадром осталась одежда и обувь, тут мы широко используем магазины "секонд хэнд" и рабочей одежды. Часть ненужной им одежды дарят нам друзья из столиц, за что мы благодарны.

Не учтены расходы на культуру и удовольствия, но тут, как сказал классик, у всех разные духовные запросы, " кто пьет коньяк в международном аэропорту Шереметьево, а кто одеколон "Свежесть"". Скажу лишь, что в театр мы стали ходить много чаще, нежели живя в столице.

Картинка получилась не такая радужная, как у Димы, но и не все так мрачно, как у Нади.
Конечно, приходится много работать, ездить иногда на отхожие промыслы, но я бы не сказал, что работа неподъемна. Остается время и для многих других занятий. Мы счастливы...

Tags:

(131 комментарий | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:skvonk
Date:Февраль 24, 2009 09:46 am
(Link)
у Димы картинка несколько радужнее за счет того, что часть семьи таки пока живет в городе :) то есть значительнуую часть времени расходы - это расходы на одного. и без скотины.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 09:54 am
(Link)
Скотина, как легко заметить, сама себя окупает и даже снижает другие расходы.
[User Picture]
From:dimkin
Date:Февраль 24, 2009 09:58 am
(Link)
Ну так я, когда говрил про 7 тыс. на трёх человек, не учитывал прочие расходы, а так получается примерно как у вас.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 10:03 am
(Link)
Да, наши выкладки во многом схожи, просто вы в силу малого опыта не все расходы можете учесть, к примеру до ремонта дома пока не дошло, но лет через ... дойдет обязательно.
[User Picture]
From:antoshkin
Date:Февраль 24, 2009 09:59 am
(Link)
С расходами понятно. А из реальных источников ДОХОДОВ помимо езды по отхожим промыслам, дохода от продажи излишков мяса-молока да пенсий что-нибудь еще имеется? Татьяна рисует, это понятно (хотя и вряд ли сильно доходно), а у Вас остается время на какую-нибудь творчески-бумажную деятельность?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 10:05 am
(Link)
Время-то есть, да деятельность эта не особо востребована. Столярка куда дороже ценится, спрос на нее выше, и мастеров меньше...
[User Picture]
From:dimkin
Date:Февраль 24, 2009 10:15 am
(Link)
Володя, а почему, кстати, отказались от гусей?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 10:35 am
(Link)
Дак, я заболел клапаном сердечным, все было не сохранить, вот и роздали. А так, при некотором опыте, если они сами будут насиживать, нет выгоднее скотины, чем гуси. Четырехкилограмовый гусенок обходится в 60 рублей. Живы будем - обязательно возобновим.
Если же покупать, хоть яйца, хоть гусят, то затраты и хлопоты сильно возрастают. Вот сосед наш, купил инкубатор несколько лет назад за 1800, яйца у нас взял по 50 руб, включил, неделя прошла, тут чубайс возьми и отруби свет на пять дней. Он с кипятком бегает, кудахчет, хуже наседки, а наши гусыни сидят себе. Мы пивка выпьем и спать, как стемняет, а он все бегает. И что? Одного гусенка высидел из тридцати яиц. Наши же гусыньки высидели по 8 на каждую. И воспитывали они сами. Не то что коршун или кошка, собаки по верхам забора месяц ходили. А без взрослых половину вороны заклюют, только отвернись...
[User Picture]
From:tygra12
Date:Февраль 24, 2009 10:37 am
(Link)
Вовка!
А дети в школу ходят? Всякую школьную канцелярщину и цивильную одежду с физкультурной формой ты вроде не посчитал... Ну и там связь, интернет, телефон, книги (или вы не покупаете совсем?)?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 11:02 am
(Link)
Привет! В понятие цивильная одежда в столице и деревне вкладывается разный смысл.
Интернет - коммуникационные расходы - читаешь невнимательно. Книги - смотри раздел культура.
[User Picture]
From:senism
Date:Февраль 24, 2009 11:05 am
(Link)
А коров и коз на мясо вы сами забиваете/разделываете?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 11:16 am

Эта тема весьма специальная

(Link)
и имеет она как аспект этико-философский так и сугубо практический. Я их всех новорожденных на руках держал, неужто я такое тонкое дело как забой доверю чужому человеку. Коль я взял на себя ответственоность за их жизнь, я и за смерть должен отвечать, а на прятаться за чужого дядю. Конечно тяжкое дело, но я старсюсь сделать его быстро и как можно более гуманно, чтобы животные умерли мгновенно и до конца ничего не почувствовали. О практической же стороне могу рассказать приватно, ежели интересуетесь...
[User Picture]
From:mara_dn
Date:Февраль 24, 2009 11:09 am
(Link)
А мне казалось на сенокос больше денег уходило... Ты кстати не думаешь насчет трактора?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 11:17 am

Думать-то думаю...

(Link)
но вот практически???
[User Picture]
From:sara_phan
Date:Февраль 24, 2009 12:04 pm
(Link)
про расходы понятно
непонятно, откуда образуются доходы
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 12:17 pm

Невнимательно читаете.

(Link)
Отхожие промыслы, они для чего?
Если же Вы хотите услышать, что да, в деревне на самоокупаемости не протянуть, то это так. Потому как сильно все перекошено в пользу горожан. Передний суппорт для жигуля, сложная запчасть, из многих деталек состоит, с микронными допусками, а стоит дешевле косы - куска дрянного штампованного железа.
Мясокомбинат принимает мясо по 80 рублей, а продает поганую колбасу, в которой мяса едва 20% по двести с гаком. Солярка, опять же, так ли уж ее себестоимость высока?
И так куда на ткнись. Крестьянина не грех обмануть...
[User Picture]
From:synthesizer
Date:Февраль 24, 2009 12:29 pm
(Link)
за кадром остались расходы на медицинское обслуживание. а они могут быть существенными. расходы на обучение детей (если это, конечно, необходимо). в нашу сельскую школу не всем захочется отдавать ребенка. в деревне надо иметь зубы как у акулы. то есть постоянно растущие новые. в противном случае их придется протезировать, а это расходы сопоставимые с годовым бюджетом (если необходимо лечить зубы, к примеру, двоим). но жить, конечно, можно. просто большинство людей, как мне кажется, вообще не понимает, что жизнь в деревне прежде всего другая психологически, а не физически, если так можно выразиться. и Дима Горчев, я думаю, тоже живет как городской житель в деревне, а не как деревенский. просто излагает завлекательно:-) правда - она посуровее будет.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 12:39 pm

Вы правы на все сто!

(Link)
В первую очередь смена парадигмы, приоритетов, мировоззрения и мироощущения.
Медобслуживание, ну что, по мелочи в деревне и лучше и дешевле, кабы не бесплатно, а серьезный случай, по личному опыту, - это форсмажор, его в выкладки не сунешь.
Сельская школа на хуже городской, это я как профессиональный педагог (в прошлом) говорю. Кроме того у входа в нее не стоит наркодилер.
Зубы - да, проблема, но и она имеет, как в анекдоте "таки два выхода, один через Троицкие ворота, другой через Боровицкие"
From:rinkrank
Date:Февраль 24, 2009 03:08 pm
(Link)
2 коровы и 10 коз-оболдеть. Когда моя бабушка жила в деревне, она держала 2-х коз и летом, добовлялись еще козлята. Так вот 2 козы давали молока на семью из 4 человек(в семье был маленький я и еще маленькая сестра, молока пили много) и на бабушку сосбвенно. +козы это иногда и мясо конечно. Поросенка я помню держали мы раньше, но вот интересно выгоднее ли это чем гуси?
Мой папа на пенсии желает перебраться обратно, в деревню. Построили мы домик(достраиваем). И вот встает вопрос какую скотину там держать) И еще. Если не секрет какой у вас дом по площади и участок? У бабушки просто на 30 соток была одна собака(колли, ее всякие уроды порывались разделать на шапки, на что бабушка отвечала им несомненным отказом в грубой форме), а на дом пятистенок(ну может чуть больше стандартного) 1-2 кошки.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 03:21 pm

Сколько вопросов! С чего начать ответ?

(Link)
Ну с поросенком абсолютно невыгодно. Себестоимость свинины около 160 руб/кг, без учета труда(могу расписать). С собаками же и кошками все просто. У нас собак часто таскают волки, потому держим двух, во избежание, ну а третий прибился. Кошек бы на два дома хватило двух плюс кот, но допустили слабину... А участок - усадьба соток 40 и покосов 1,5 га в аренде.
[User Picture]
From:tuchka_os
Date:Февраль 24, 2009 03:22 pm
(Link)
А почему на транспортные расходы и бензин так мало? Землю совсем не обрабатываете мотоблоком, на машине не ездите никуда? У нас на бензин для машины (сорок километров от города, ездим пять-шесть раз в неделю туда и обратно), для бензопилы и мотоблока - это одна из самых основных статей расходов.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 03:41 pm
(Link)
В райцентр практически не ездим, пилим электропилой, земледелие, кроме картошки, беспахотное. Только на речку летом за 3 км на машине.
[User Picture]
From:nk1964
Date:Февраль 24, 2009 05:02 pm
(Link)
А про школу то? Как дети в школу ходят? Вот что интересно?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 24, 2009 06:06 pm
(Link)
А школа в 17 км от дома. У нас федеральная трасса в 300 метрах, по ней школьный автобус ходит. В 8:00 туда, в 14:00 обратно. В школе 20 учителей и 30 учеников. В 11 классе наш младшенький и еще два ученика.
[User Picture]
From:prettysun
Date:Февраль 24, 2009 08:22 pm
(Link)
Здорово!!! Молодежь тоже хочет в свои поместья, особенно мне нравится в этом отношении Беларусь. У них земля-совершенно бесплатно, а в маленьких городах-половина домиков свои, сделанные своими руками, деревянные. Вокруг дома небольшой сад на 8-ми сотках.
Когда же наше правительство отдаст нашу с вами землю дачникам?

как полезные советы советую http://community.livejournal.com/anastasia_megre/46913.html, например.
[User Picture]
From:teewoon
Date:Март 9, 2009 12:58 pm
(Link)
Чета вы загнули насчёт бесплатно. Недорого, в бубенях непролазных - это да, бывает.
[User Picture]
From:ivs
Date:Февраль 24, 2009 09:51 pm
(Link)
А можно почитать мрачную картинку Нади? А где?

А то после "Хлеб, пряники 500 руб в неделю" - мне прямо захотелось хлеба, пряников. И каждую неделю... (:
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 25, 2009 05:35 am
(Link)
Там ссылка наверху
http://nadia-yacik.livejournal.com/1621256.html
From:ilkosh
Date:Февраль 25, 2009 04:07 am
(Link)
Впринципе 3.5 - 4 тысячи в месяц -э то даже очень прилично. Только вот я не понял а коммуникационные расходы - самое дорогое - около 2000 руб в месяц - это что в себя включает? можно поподробнее?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 25, 2009 05:36 am
(Link)
Телефон, интернет. Интернет в деревне медлен и дорог зело...
[User Picture]
From:r0sin
Date:Февраль 25, 2009 05:52 am
(Link)
А что с рыбалкой/охотой? Оч. интересно!
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 25, 2009 11:22 am

Их сколько угодно

(Link)
ибо кругом лес и рядом Унжа, но это занятие несколько ортогональное крестьянскому труду. "Рыбка да рябки - прощай погожие деньки" К тому же я первые 17 лет провел на Колыме и Чукотке, первую серьезную рыбу поймал в 10, а первую дичину добыл в 11 лет. Так что я давно этим сыт...
[User Picture]
From:mppc
Date:Февраль 25, 2009 01:16 pm
(Link)
Да, если делать большую часть работы самому и поставить ветровую электростанцию, то и эти расходы можно существенно уменьшить.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 25, 2009 01:30 pm
(Link)
Я и не говорю, что это минимальные расходы. Это расходы разумные. Ветер же у нас не каждый день дует...
[User Picture]
From:sneznosti
Date:Февраль 25, 2009 08:09 pm
(Link)
Вот думается уж очень Вы по-старинке живете у себя. Это трудновато с годами будет, да и детки могут не все захотеть так жить. Я в деревнях росла, понимаю о чем говорю. У меня поюжнее есть тоже 2,5 га, но я хочу все же постараться задействовать современные технологии. Вот здесь предлагают ветряки и пр. это нужно стараться применять. В начале затратно, то того по-моему стоит.
А гуси и правда хорошее дело и нехлопотное. А Вы в курсе, чтоб у них мясо нежнее было, надо их вареной пищей кормить? Затратнее, но того стоит. Проверено приятелями. Удачи!
[User Picture]
From:tavas
Date:Февраль 25, 2009 10:56 pm
(Link)
Вы где-то около Шарьи?
А поближе к Костроме не проще?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 26, 2009 07:20 pm
(Link)
Так уж склалось...
From:ex_ra_md846
Date:Февраль 27, 2009 10:25 am

можно я вопросы задам на понимание ситуации

(Link)
1. земля под покосы сена используется? если нет не моглиб вы описать структуру?
2. в деревне много дворов все ли держат коров?
3. ставка на натуральное хозяйство сознательна? я имею в виду вы сознательно все виды сх продукции выращиваете а не специализируетесь на чем то одном?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 27, 2009 11:17 am

Re: можно я вопросы задам на понимание ситуации

(Link)
Пожалуйста.
Земля под покосы и выгоны, гектара по 4. Огород 10 соток.
В деревне семь жилых домов, скотина есть только у нас. Во всем сельсовете, 10 деревень, 350 жителей всего десять(!!!) коров, включая двух наших.
Хозяйство такого типа называется мелкотоварным. Оно заточено не под получение доходов, а для прокормления себя максимально малозатратным способом, как по труду, так и по вложениям. Реализуются только излишки. Кроме того у нас нет сбыта, особенно зимой.
[User Picture]
From:drz_d
Date:Март 2, 2009 04:55 pm
(Link)
Здравствуй! Володя, а ты считал рентабельность овец? Со скольки голов начинает быть интересно их содержание? Сколько себе планируешь заводить и каких? какие есть в окрестностях или привозных?
[User Picture]
From:vkpar
Date:Март 3, 2009 06:22 pm

Привет, Степа!

(Link)
Еше овец не считал, но думаю, сравнимо с козами. Хочу пока взять ярку с тремя ягнятами, романовских(читай дворняжек) а там поглядим. Как и с козами, основные затраты это пасьба...
Как у тебя с пчелками? Понравилось? Насколько это трудно?
[User Picture]
From:musya_martin
Date:Март 4, 2009 08:44 am
(Link)
оченно полезно и приятно вас читать. я зафренжу, вы не против? а то мы на землю жить собрались, надо выяснить процесс...
[User Picture]
From:vkpar
Date:Март 4, 2009 09:33 am
(Link)
Конечно не против.
[User Picture]
From:nadia_yacik
Date:Март 31, 2009 08:37 am
(Link)
Володя, ну вот я пришла комментировать, правда, с опозданием :)

Почему у меня расходы больше? очень просто.
В деревне живет моя мама - городской житель, который просто оставил свою квартиру в москве, чтобы молодым - нам и детям - дать места для жизни. у нас очень маленькая квартира, и перспектив ровно ноль.

поскольку мама как-то не готова была жить обыкновенной деревенской жизнью с баней, холодной водой и туалетом на улице, мы устроили удобства в доме. в принципе у нас дома все удобства есть, кроме отопления - дом не газифицирован и топим мы печи дровами (до отопления солярой руки так и не дошли, а теперь уж и не потянем). итак - у нас большие расходы на электроэнергию. порядка 2 тысяч в месяц зимой, и около тысячи летом. это постоянные три насоса (скважинный, фекальный и насосная станция для создания напора в системе водоснабжения, чтобы могла работать подключенная (подаренная :)) посудомойка и электронагреватель воды). электронагреватель тот же, который жрет как не в себя - зато дома всегда есть горячая вода, ванная комната, душ. туалет теплый, унитаз. это все для постоянной жизни, я считаю, очень важно.

дальше, по медобслуживанию муж уже все расписал - такого ужаса, как в Александрове, я редко где видела. История про тещу с разбитой головой - это как раз с моей мамой история, и именно что пьяный врач зашивал, реально пьяный - дело было на Рождество.

по вопросу еды - мы не держим скотину. я не могу перевесить это на маму, она уже немолода, а сами мы с мужем пока работаем и зарабатываем деньги, не сопоставимые с тем, что можно было бы заработать на продаже молока и яиц тех же. так что - эта статья расходов (молочное, мясное) - полностью покупная. да, подешевле чем в Москве (в Москве творог сейчас 300, в деревне - 130), но на это тоже нужны деньги. Мясо стоит одинаково, что в Москве, что в Александрове - от 250 до 300 рублей за килограмм.

я, собственно, не говорю, что мы живем-выживаем, и что нельзя экономить.
можно.
можно обойтись без горячей воды и теплого сортира.
правда, когда кто-то заболевает зимой с температурой - теплый туалет из роскоши превращается в необходимость.

но вот так, как живописал Дима Горчев - не получается у нас.
впрочем, у нас исходные данные другие.

в любом случае, если бы нам пришлось жить в деревне, я бы скорее задумалась о лесопилке, чем о скотине - она выгоднее и если дело будет востребовано, можно нанять работников - благо, рабочей силы в деревне в избытке. думаю, вы со мной согласитесь.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Март 31, 2009 03:10 pm
(Link)
Спасибо.
Насчет воды-канализации, Вы совершенно правы. Я в этом году планирую завершить водоснабжение и нагреватель поставить. С канализацией у меня сложнее, но тоже надо решать.

Касательно лесопилки - когда мы переехали в этот бизнес встроиться было невозможно, его контролировали местные. Ныне же он умер окончательно.

Скотину же мы держим не для доходов - в ноль отбивается и ладно, а чтобы самим нормально питаться, и эту проблему скотина решает.
[User Picture]
From:shestero
Date:Февраль 27, 2010 07:44 am

Расходы на дрова, газ, энергию

(Link)
Дрова в районе common_house стоят 3500 рублей трактор, что хватает на всю холодную половину года (летом хватает просто подбирать вдоль лесных дорог), не колотые. Это я ещё считаю дороговато для лесного района. Бывали инциденты (например, вырубка деревьев вдоль дороги), когда трактор дров можно было купить за 600 рублей (3 года назад). На основе ПМЖ можно получить делянку в лесу бесплатно. Во многих удалённых лесных местах существенная часть дров субсидируется.
Расход газа можно сократить до двух баллонов в год, если активнее использовать для готовки печку. Это без “напряга”.
Расход электроэнергии – то же зависит от вас.

В общем, по этим трём пунктам в районе моего домика можно “скосить” расходную статью на 6000-7000 рублей в год.
[User Picture]
From:vkpar
Date:Февраль 27, 2010 11:08 am

Re: Расходы на дрова, газ, энергию

(Link)
Я как-то не ставил целью очень уж экономить на чем-то.
Посмотрел Ваше сообщество, мне понравилось, во многом мы близки по отношению к жизни. Если Вы поглядели наш журнал, то думаю понимаете, что при таком хозяйстве мы не особо можем ездить. Однако ж интересно было бы встретиться. Хотите приехать? Это 13 часов от Москвы(туда 20:00-9:00, обратно 16:00-6:00)У нас интересно.
Наши правила просты:
1. Мы приглашаем тех кого мы хотим видеть у нас.
2. Приглашаем только знакомых, так что предварительная встреча обязательна.
3. Сроки визита согласовываются заранее.
4. Мы не стремимся и не извлекаем абсолютно никакой материальной выгоды из визитов.
5. Визит не должен усложнять или ухудшать нашу жизнь.
Разработано LiveJournal.com